Наверное, вы не раз встречали людей, которые просят что-то сделать, показать, отойти в сторону, начиная с фразы «Извините, …». А в вашем лексиконе есть такой шаблон?
Что привычка извиняться говорит о человеке, то что он вежлив и воспитан? Или всему виной невысокая самооценка и желание нравиться людям? Если вы мысленно кивнули, читая второй вопрос, то вы правы.
Почему привычка извиняться считается неполезной ни для самого извиняющегося, ни для успешного общения

Произношение такого преждевременного извинения подразумевает, что человек уже чувствует себя виноватым в создании негативного момента: доставление неудобства, беспокойство другого, отнимание времени.
- Преждевременные извинения интуитивно сообщают людям, что извиняющийся не уверен, слаб, нерешителен к действиям, обеспокоен вероятностью получить негативный ответ в целом.
- Извинения вынуждают второго человека проявить любезность, пожалеть извиняющегося, что в ряде случаев (например, необходимость отказать) может вызвать негативное отношение.
А что если извинения слышны часто, но человек совсем не похож на слабого или желающего понравиться
И действительно, слово «извини» нередко можно услышать и у людей, любящих оказывать эмоциональное давление, манипулировать. Такие «извини…» существенно отличаются:
- «Ну извини, что забыл тебя поздравить, надо было напомнить мне заранее».
- «Извини меня, конечно, но давай в следующий раз ты будешь думать, что говоришь?»
- «Извини. Но ты же видишь, что ты тоже неправ?»
- «Извини, что подвёл».
Как тогда спросить вежливо, обратиться за просьбой, чтобы выглядеть приятным, воспитанным, но не слабым
Взамен предварительного извинения лучше добавить последующую благодарность, так удастся остаться вежливым, воспитанным человеком и произвести хорошее впечатление.
- «Извините, а здесь свободно?» — «Это место свободно? Благодарю/благодарю за ответ!»
- «Извините, я хотела бы вас попросить показать вон тот…». — «Покажите, пожалуйста, вон тот… Спасибо!»
Убрать «извини» из лексикона довольно сложно, это очень устойчивая привычка. Здесь важно отслеживать желания произнести извинения. Начните с самых частых случаев для вас (попросить уступить дорогу на тротуаре, позвать администратора, обратиться к консультанту) и придумайте к ним заготовки фраз. Так изменить привычку извиняться будет гораздо проще.